Независимая оценка качества подготовки обучающихся
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11), завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.
Экзамены по всем учебным предметам (за исключением иностранных языков) проводятся на русском языке.
На территории Российской Федерации ГИА-11 организуется и проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
За пределами территории Российской Федерации ГИА-11 проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.
На сайте «Государственная итоговая аттестация в Вологодской области» (http://ege35.edu35.ru/) размещены ссылки на разделы «ГИА» и «Навигатор ГИА» официального сайта Рособрнадзора (https://obrnadzor.gov.ru/), телефоны «горячих линий» Рособрнадзора по вопросам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и ГИА в Вологодской области, телефон доверия ЕГЭ, а также ссылки на официальные сайты ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (https://fipi.ru/) и ФГБУ «Федеральный центр тестирования» (https://rustest.ru/).
Контакты по вопросам ГИА-11:
Общие сведения
Итоговое сочинение (изложение) как одно из условий допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) проводится для обучающихся 11-х классов в образовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».
Обучающиеся 10-х классов, принимающие участие в экзаменах по отдельным учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, НЕ УЧАСТВУЮТ в итоговом сочинении (изложении).
Информация о сроках и местах регистрации
для участия в написании итогового сочинения (изложения) Итоговое сочинение (изложение) - условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА). Следовательно, написание сочинения является обязательным для выпускников школы текущего года. Выпускники прошлых лет, в том числе освоившие образовательные программы среднего общего образования за рубежом, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, могут писать сочинение по собственному желанию. Изложение проводится для лиц с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды (при предоставлении документов, подтверждающих статус).
Сроки подачи заявления для участия в итоговом сочинении (изложении) в 2024-2025 учебном году Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения):
для участия 04.12.2024 – до 20.11.2024;
для участия 05.02.2025 – до 22.01.2025;
для участия 10.04.2025 – до 27.03.2025.
Обучающиеся 11 классов текущего учебного года подают заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) в образовательную организацию, в которой осваивают образовательные программы среднего общего образования – МОУ «СОШ No14» по адресу г. Вологда, ул.Дальняя, д.32а (заместителю директора по УВР). Выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, подают заявление на участие в итоговом
сочинении (изложении) в Информационно – методический центр по адресу:
проспект Победы, д. 72.
В 2024-2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает в себя около 2000 тем
сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы.
Тематические разделы и подразделы закрытого банка тем итогового сочинения
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы
и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
Темы этого раздела:
связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации
нравственного выбора;
нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных
нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их
мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути,
значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или
поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1.Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2.Человек и общество.
2.3.Родина, государство, гражданская позиция человека.
Темы этого раздела:
связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения,
эпохи;
нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и
обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности
сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в
общественный прогресс;
побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об
общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность
Темы этого раздела:
связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях
или интересах в области искусства и науки;
касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными
датами);
позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Требования к сочинению
Сочинение должно соответствовать двум основным требованиям:
1. Объём не менее 250 слов
Рекомендуемый объём — 350 слов, максимальный не оговаривается, но чем больше вы напишете, тем лучше. Если в сочинении будет 250 слов или меньше, его просто не будут проверять.
2. Самостоятельность
Сочинение должно быть написано самостоятельно, без подсказок, списывания или использования заученных фрагментов чужого текста. Важно излагать собственные мысли. Цитирование допускается в небольших количествах.
Время на написание сочинения — 3 часа 55 минут. Оценивают работу по нескольким критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи и грамотность. Ссылаться можно на любой литературный источник: художественное произведение, дневники, мемуары, публицистику, философские трактаты, устное народное творчество. Исключение составляют малые жанры: пословицы, поговорки, прибаутки.
Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
Чтобы получить зачёт за всё сочинение, необходимо получить зачёт по трём критериям:
«Соответствие теме»
«Аргументация. Привлечение литературного материала» (в обязательном порядке), а
также по одному из других критериев.
Информация о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения)
Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется по месту подачи заявления на написание итогового сочинения (изложения).
Информирование учащихся 11 классов МОУ «СОШ No14» о результатах итогового сочинения (изложения) в 2024-2025 учебном году осуществляется в МОУ «СОШ No14» по адресу г. Вологда, ул. Дальняя, д.32а (заместителем директора по УВР) не ранее, чем через семь календарных дней и не позднее, чем через двенадцать календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
Дополнительно с результатами итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться на
официальном информационном портале единого государственного экзамена (check.ege.edu.ru).
Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения)
для участников 04.12.2024 – не позднее 16.12.2024;
для участников 05.02.2025 – не позднее 17.02.2025;
для участников 10.04.2025 – не позднее 18.04.2025.
Срок действия результатов
Итоговое сочинение (изложение) для выпускников образовательных организаций, не завершивших среднее общее образование, как условие допуска к ГИА-11 – бессрочно.
Результат итогового сочинения в случае предъявления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата.
Организации высшего образования могут начислять баллы за итоговое сочинение (в соответствии с п.33 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 21.08.2020 № 1076).
Важно! Результаты итогового изложения не учитываются в качестве индивидуальных достижений при поступлении в высшие учебные заведения.
Подача заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении)
Обратите внимание! Для участников доступен выбор только первого этапа проведения итогового сочинения (изложения) – 06.12.2023, так как дополнительные сроки (07.02.2024, 10.04.2024) предусмотрены для участников:
- получивших по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- не явившихся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- не завершивших выполнение итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- удаленных с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения) и повторно допущенных к написанию итогового сочинения (изложения) решением педагогического совета образовательной организации.
Важно! Выпускникам текущего года необходимо подать два заявления: на участие в итоговом сочинении (изложении) и в ГИА-11.
Особенности организации итогового сочинения (изложения) для участников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидов, детей-инвалидов
Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организация и проведение итогового сочинения (изложения) осуществляется с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития.
Участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды по желанию могут выбрать для написания форму: сочинение или изложение. Итоговое изложение вправе писать следующие категории лиц:
- участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Для организации условий и/или специальных условий при проведении итогового сочинения (изложения) участнику или родителю (законному представителю) необходимо при подаче заявления предоставить: заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) о создании условий при проведении ГИА или по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), и/или справки об установлении инвалидности.
Справка об установлении инвалидности и/или заключение ЦПМПК дает право на добавление 1,5 часа к продолжительности итогового сочинения (изложения), выбора написания итогового сочинения или изложения.
Для организации специальных условий (присутствие ассистента, сдача итогового сочинения (изложения) на компьютере, предоставление необходимых технических средств и т.п.) необходимо получить заключение ЦПМПК.
Для участников, не имеющих возможности прибыть в места проведения итогового сочинения (изложения) по медицинским показаниям, в соответствии с заключением ЦПМПК проведение итогового сочинения (изложения) может быть организовано на дому или в медицинском учреждении.
Обратите внимание! Медицинские заключения, справки из медицинских учреждений, индивидуальная программа реабилитации, рекомендации по организации образовательного процесса НЕ ЯВЛЯЮТСЯ документами, на основании которых производится организация условий и/или специальных условий при проведении итогового сочинения (изложения).
Проведение итогового сочинения (изложения)
Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях по месту их обучения и (или) в местах, определенных Департаментом образования Вологодской области (место проведения итогового сочинения (изложения). Обучающиеся МОУ «СОШ № 14» г. Вологда пишут итоговое сочинение и ГИА в образовательных организациях г. Вологды, о месте написания сообщается дополнительно.
Вход участников в место проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09:00. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
Иные личные вещи участники итогового сочинения (изложения) обязаны оставить в специально выделенном месте для хранения личных вещей участников.
В здании, где расположено место проведения итогового сочинения (изложения), до входа выделяется место для хранения личных вещей участников и размещается стенд с информацией по распределению участников итогового сочинения (изложения) в аудитории.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам запрещено иметь при себе и пользоваться средствами связи, фото-, аудио- и видеоаппаратурой, и иными средствами хранения и передачи информации, справочными материалами, письменными заметками, собственными орфографическими и (или) толковыми словарями, текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).
Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения).
Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам выдаются черновики, а также для участников итогового сочинения – орфографические словари, для участников итогового изложения - орфографические и толковые словари.
Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится.
На рабочем столе/парте участника итогового сочинения (изложения), помимо бланков итогового сочинения (изложения) и черновиков, могут находиться:
- документ, удостоверяющий личность;
- ручка гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета;
- лекарства и питание (при необходимости);
- специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).
Иные вещи участники оставляют в специально выделенном месте для хранения личных вещей участников итогового сочинения (изложения).
Обратите внимание! Черновики не проверяются, записи в них не учитываются при проверке.
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10:00. Темы итогового сочинения становятся общедоступными в 9:45, тексты итогового изложения направляются в места проведения итогового сочинения (изложения) не ранее 10:00.
Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут), для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов – 5 часов 25 минут (325 минут).
Участники итогового сочинения (изложения), завершившие написание итогового сочинения (изложения) раньше установленного времени, сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).
В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет (оформляется «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам»). Такие участники допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета образовательной организации.
Места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются средствами видеонаблюдения.
Ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения)
Ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется в образовательной организации по месту их обучения (т.е. в МОУ «СОШ№14»), а также информация о результатах итогового сочинения (изложения) и электронные изображения экзаменационных бланков доступны для ознакомления участников и их родителей (законных представителей) на Портале.
Инструкция по просмотру результатов и изображений бланков итогового сочинения (изложения) на Портале размещается на сайте РЦОИ в разделе «ГИА-11 ЕГЭ ГВЭ/Итоговое сочинение (изложение)».
Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения)
В соответствии с п.29 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от 07.11.2018 № 190/1512, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) участники:
- получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- не завершившие выполнение итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения) (допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета).
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) участники вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку написанного ими итогового сочинения (изложения) комиссией по повторной проверке итогового сочинения (изложения), созданной Департаментом образования области.
Заявление подается в образовательной организации по месту их обучения, после ознакомления с результатами в течение 2-х рабочих дней, установленных Департаментом образования Вологодской области.
Информационное и консультационное сопровождение
По вопросам проведения итогового сочинения (изложения) участники и их родители (законные представители) могут обратиться в МОУ «СОШ №14» г. Вологда к ответственному лицу – Белову Евгению Валерьяновичу, следующими способами:
- по телефону: 8 (8172) 27-84-19;
- лично в образовательную организацию по адресу: г. Вологда, ул. Дальняя, 32а
На официальном сайте https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie есть дополнительная разъяснительная информация.
http://ege35.edu35.ru/ - официальный сайт Государственной итоговой аттестации Вологодской области.
![](/netcat_files/67/3134/sochinenie_plakat_2024.jpg)
Информация для ознакомления
ГИА-9 проводится:
в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;
в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования;
в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), — для обучающихся образовательных организаций, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
Контакты по вопросам ГИА-9:
Школа (88172) 278419
Ответственный: Белов Евгений Валерьянович
Адрес электронной почты: school14@vologda-city.ru
![](/netcat_files/67/3140/izobrazhenie_2024_01_12_163145458.png)
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, позволяющие проверить знания школьников по тому или иному предмету.
Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 1-11 классов по всем предметам учебного плана в конце учебного года после изучения всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) за текущий учебный год. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся по заявлению родителей:
- сроки проведения промежуточной аттестации могут быть перенесены (при наличии особых обстоятельств);
- учащиеся, обучающиеся на дому, могут быть освобождены.
Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную аттестацию с контрольными испытаниями и промежуточную аттестацию без контрольных испытаний.
В 1-8, 10 классах промежуточная аттестация является основанием для перевода в следующий класс и проводится:
- с контрольными испытаниями по предметам инвариантной части учебного плана;
- без контрольных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по предметам вариативной части учебного плана.
- В 9-х и 11-х классах промежуточная аттестация является основанием для допуска к государственной итоговой аттестации и осуществляется без аттестационных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по всем предметам учебного плана.
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации
С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования, формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.